
Текущая ситуация
Министр просвещения Ольга Васильева в одном из своих выступлений отметила, что развивать нужно всех учеников: «Что касается проекта — "Успех каждого ребенка" — вот здесь цель: гармонично развитая личность»
Что же входит в этот проект:
— развитие детских объединений;
— реализация модели мобильных детских технопарков «Кванториум», а также освоение онлайн модульных курсов;
— реализация проекта ранней профессиональной ориентации учащихся 6–11-х классов общеобразовательных организаций «Билет в будущее»;
— и еще несколько пунктов по ранней профориентации, вовлечению в работу детей с ОВЗ.
Как данное направление воплощается в обычной общеобразовательной школе нашей необъятной Родины?
Для этого обратимся к опыту школ. Так сказать, тех, кто непосредственно занимается реализацией госполитики. Возьмем обычную среднюю общеобразовательную школу. Информацию берем на сайте школы, наблюдения за работой методиста.
По части работы с одаренными детьми в школе задействованы несколько специалистов: психолог, методист, учитель-предметник. В документах школы отмечается, что «психолог готовит пакет психолого-педагогических диагностик выявления одаренности».
Видим, что задействованы в развитии своих талантов будут не все. А одаренные.
Далее отмечается, что совместно с педагогами-предметниками разрабатываются индивидуальные учебные планы, запланированы индивидуальные консультации с родителями одаренных детей.
На сайте школы в открытом доступе даже написано количество одаренных детей в школе: «На данный момент зарегистрировано 40 детей с признаками одаренности. Разработана модель подготовки к Всероссийской олимпиаде школьников».
Что мы видим? Работа ведется с детьми, кто себя проявил, зарекомендовал. Кто он на деле – одаренный ребенок в школе? Эйнштейн или просто ответственный, дисциплинированный отличник? Скорее всего, второе.
При анализе работы в «талантливом» направлении этой же школы выясняется, что некоторые дети не смогли участвовать дополнительно в предметных лабораториях, потому что не хватает сил и времени (9-е и 11-е классы). Одни дети существенно перегружены – другие недогружены? Ведь в школе учеников около 800, а одаренных – 40.
Какая проводится работа по выявлению талантов проводится с другими детьми? Остальные, получается, осваивают только общеобразовательную программу. Да, они могут быть задействованы в спортивных секциях, кружках по интересам, но это уже другие области: не образовательные. Тут появляется вопрос: так что же делать другим ученикам? Которые в тесте по выявлению одаренности не набрали высоких баллов?
Ответ кроется, очевидно, в Конституции РФ. Читаем статью 43 п. 4: «Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования».
Родители, по закону, ответственны за получение школьного образования. Они же ответственны за воспитание. Таким образом, поддержка и развитие талантов – это их зона ответственности.
Перспективы
Помечтаем, представим идеальное развитие дел в школах. Учителя будут исходить из позиции, что талантлив каждый ребенок!
Педагог присматривается к каждому ребенку, наблюдает за тем, что у него получается, и дает рекомендации родителям. А те уже решают, как развивать талант ребенка, какие дополнительные занятия ввести, на какие секции записать.
Отметим, при таком подходе неактуально будет классное руководство. Здесь скорее востребованы будут тьюторы, учителя-наставники. Которые индивидуально с каждым ребенком обсудят его способности, предпочтения, возможности, выстроят индивидуальный план обучения. Вовлекут в этот процесс родителей. Помогут ребенку адаптироваться к новым реалиям. Как раз такие учителя будут работать в нашей Школе. Вместо учителей-предметников, в каждом классе будет тьютер, который будет выполнять роль наставника. Тьюторами будут выявляться сильные стороны ученика. Потом выбираться предметы, к изучению которых нужно отнестись со всем рвением и умением.
Министр просвещения отметила, что и в этом направлении будет вестись работа: часть педагогов будет переучиваться на «учителей-наставников». Как и когда это будет реализовано в обычных школах – неясно, что из этого получится на деле – тоже непонятно. Ведь как-то с трудом представляется организация индивидуального образовательного маршрута в классах с наполняемостью в 25–35 человек…
Именно поэтому, в классах Школы Параграф будет не более 10 человек. За счет этого наставник сможет уделить время каждому ученику.
Школа будущего Параграф находится в самом центре Ростова и создана на базе Учебного Центра Параграф. Целью работы Школы является «Дать детям качественное образование и больше свободного времени для развития своих талантов!»
В Школе есть все для достижения намеченной цели:
— Уникальная система видеоуроков
— Удобные помещения для обучения
— Увлеченные педагоги-наставники
Помимо собственного двора в центре имеется оборудованная столовая и игровая для детей младших классов.
Все больше детей смогут реализовать свой потенциал и поймут, что обучение может быть разноплановым и увлекательным!